13:30
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ, РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА.

На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема

формирования психологической готовности к прохождению государственной

(итоговой) аттестации. Актуальность данной проблемы связана с появлением у школьников в процессе подготовки и прохождения ГИА определенных психологических трудностей, что впоследствии может негативно повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.

           Для успешного прохождения ГИА выпускнику, помимо наличия определенного объема

знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества,

как:

— стрессоустойчивость;

— высокий уровень концентрации и переключения внимания;

— устойчивость умственной работоспособности;

— достаточный объем памяти (зрительной, слуховой);

— сформированные механическая и словесно-логическая память;

— развитое мышление;

— способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени,

— саморегуляция поведения;

— правильное распределение времени и т.д.

Экзамены — это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей!

Можно и нужно помочь выработать конструктивное отношение к ним всех участников

образовательного процесса, научить воспринимать экзамен не как испытание, а как

возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт,

стать более внимательными и организованными.

Уважаемые родители!

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к

этому родителей. Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора — пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним

отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.

И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. «Экзамен» так и переводится с латинского — «испытание».

Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации.

Главное условие успешной сдачи ГИА — это разработка индивидуальной стратегии

деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов,

которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволят ему добиться наилучших результатов на экзамене. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической процедурой экзамена.

  • осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки своему ребенку. Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте придерживаться следующих рекомендаций:

 

∙ Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.

Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его

Возможностей;

∙ Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно

скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не

справиться со своими эмоциями и «сорваться»;

∙ Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал;

∙ Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте его с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.

∙ Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять;

∙ Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе;

∙ Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и

т.д. — стимулируют работу головного мозга.

∙ Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых: он должен отдохнуть

и как следует выспаться;

∙ Не критикуйте ребенка после экзамена.

∙Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему

подходящие условия для занятий.

*Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл

(характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам дети уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Советы выпускникам.

Подготовка к экзамену:

∙ Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи

нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.;

∙ Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают

интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки в этих тонах;

∙ Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок»,

и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы;

∙ Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.

Но если вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее

всего интересен и приятен;

∙ Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время

перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ;

∙ Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому

предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий;

∙ Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части «А» в среднем должно уходить не более 2-х минут);

∙ К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз,

просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром;

∙ Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала;

∙ Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их

количество не превышало семи. Смысловые куски необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи;

∙ Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала;

∙ Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

∙ Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего

напряжения, усталости, достижению расслабления.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена:

∙ Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не

хватает всего од

ной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо

себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ.

Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

*(В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15- 20 минут до начала тестирования. Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться).

Перед началом тестирования:

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!!

От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность ваших ответов!

Рекомендации учителям:

Как научиться психологически готовить себя к столь ответственному событию? Вот некоторые рекомендации, которые позволят вам успешно справиться с задачей, стоящей перед вами, уважаемые учителя:

∙ постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу

подготовки и проведения процедуры ГИА. Ваш достаточный опыт работы в школе

с различными категориями учеников является залогом вашей успешной работы по

подготовке учащихся к ГИА;

∙ регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке ваших

учащихся к ГИА;

∙ проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ГИА. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

∙ поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное

задание;

∙ учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ГИА,

ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

∙ используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает

уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

∙ продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща

сделать в процессе подготовки к ГИА, распределив ответственность между школой

и семьей;

∙ познакомьте учащихся с методикой подготовки к ГИА. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, схем, определений

и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

∙ посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками

целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ГИА;

∙ уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению

вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ГИА.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к этому событию.

Поэтому так важно формирование адекватного отношения к ситуации.

Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям и учителям — оказать ребенку правильную помощь.

 

 

Просмотров: 51 | Добавил: bcoshdanilov
Всего комментариев: 0
avatar